» Люцит в производстве украшений

Люцит в производстве украшений

Люцит в производстве украшений Ирвинг Вольф, работавший в должности генерального директора компании Trifari вплоть до ухода на пенсию в 1981 году, отвечая на вопрос об источниках материалов, использованных при создании ювелирных украшений Trifari, подтвердил происхождение того, что мы сейчас называем Jelly Belly (Желе Живот). Согласно его воспоминаниям кто-то в Trifari, возможно, Альфред Филипп, думал об использовании отходов производства ветровых стекол самолетов изготовлявшихся из люцита. Первоначально в компании отходы люцита были использованы для изготовления кабошонов, и, по словам Вольфа, тогда их просто называли «группой lucite».
Lucite (Люцит) - от латинского слова Luci - Свет, сияние, - это термопластичная акриловая смола, изобретенная компанией Du Pont Plastics, подразделением E.I. Du Pont de Nemours & Со., Inc., Арлингтон, Нью-Джерси. Создание Люцита было объявлено двумя рекламными объявлениями, опубликованными в июне и августе 1937 года в журнале Modern Plastic. В том же году была зарегистрирована и торговая марка.
Люцит был описан как материал, напоминающий хрусталь, гибкий, небьющийся, легкий, устойчивый к химическим веществам и к окислению, не запотевающий, и простой в обработке, как для технических, так и для декоративных целей. Кроме того, этот материал был доступен во всех цветах и в пастельных оттенках, глянцевом, прозрачном или матовом.
Действительно, люцит был почти так же хорош, как горный хрусталь, и позволял создавать замысловатые и изысканные дизайны. Это была новинка, и как таковая, понравилась публике. Кроме того, он был относительно недорогим и его легко найти, в то время как с началом второй мировой войны импорт из Европы кристаллов и страз практически прекратился. Наконец, из этого материала можно было полностью изготовить роскошные украшения, без каких-либо металлических компонентов (за исключением нескольких деталей или опорных рам), которые вполне соответствовали запросам времени. Его применение в производстве украшений также означало, что использование стерлинга - которое было нормировано и дорого в то время – стало возможным значительно уменьшить.
Первые Jelly Bellies были изготовлены в 1938-39 годах, а своего пика распространения они достигли в 1943-45 годы. У этого успеха было много разных причин, в основном связанных с конкретным историческим моментом, - во время второй мировой войны практически все ювелирные компании столкнулись с проблемой жесткого нормирования металлов.
Одним из первых, кто широко использовал Люцит был Сандор Голдбергер выпустивший в ноябре 1940 года линию ожерелий, серег и браслетов, в том числе замечательный браслет-манжета, украшенный компонентом Lucite в золотой металлической оправе с голубыми вставками из циркона и белыми эмалевыми листьями. Он был представлен в журнале Women Wear Daily, 29 ноября 1940 года. Затем, весной 1942 года в компании Sandor разработали коллекцию Jelly Bellies или Clear Bellies - брошей в форме подводных существ, таких как сирена с движущимся хвостом и дельфином, букеты цветов и животных, сделанные из стерлинга или металла, а центр тела животного сделано из люцита. В коллекцию вошли также так называемые «балийские головы», металлические и черные эмалевые маски с банановыми головными уборами из люцита. Только несколько из этих предметов доступны сегодня.
Весной 1942 года D. Lisner & Со изготовил серию брошей Lucite с изображением оленей, собак и рыб, разработанных дизайнером Мартой Слипер. Эта коллекция была представлена в Women Wear Daily, и получила высокую оценку за удивительно красивые дизайны.
Термин Jelly Bellies также используется в более широком смысле, т.е. и для ювелирных изделий, в которых Lucite является основным компонентом дизайна или орнаментальным мотивом.
Модные издания уделяли много внимания ювелирным изделиям с использованием люцита, особенно в первой половине 1940-х годов, тем самым предоставляя важную информацию о компаниях, которые предлагали целые коллекции Jelly Bellies. Это свидетельствует, насколько востребованными были эти украшения, несмотря на то, что они нередко были очень похожи и изготовлены в большом количестве моделей.
Самые известные продукты Jelly Вelly, которые достойны того, чтобы их коллекционировать, были изготовлены в Trifari. Дизайнеры компании использовали большие куски люцита для создания «животов» своих культовых брошей Jelly Belly. Первые броши 1941 года были изготовлены из недрагоценных или позолоченных металлов: «Cleo», «Sailfish», «Вель Geddes Swan», «Double Flower». В 1942 году были изготовлены необычные образцы, которые имели уникальную красоту и размеры, с использованием металла и страз, покрытых родием: «Большой пудель», «Пекинес», «Лягушка на листе», «Попугай», «Слоник».
В 1943 году, во время пика военных действий, производство Trifari сократилось и практически было ограничено только линией Jelly Bellies. Именно в этот период Трифари сделал некоторые из своих самых красивых коллекционных предметов - желейные животы. Первая серия из двенадцати стерлинговых животных датируются весной 1943 года. Вторая серия животных и цветочные мотивы датируются весной и осенью 1944 года. 19 дизайнов датированы 1945 годом: «Гвоздика» и «Маленькая птица», в 1946 году было изготовлено четыре броши: «Голова птицы», «Голова попугая», «Голова павлина» и «Голова петуха». Вся продукция этого периода была изготовлена с применением стерлинга.
Именно люцит является характерной чертой созданных предметов, которые в настоящее время являются предметами коллекционирования. В коллекции представлены животные, цветочные мотивы и фигуративные предметы, а также броши, серьги и ожерелья. Большинство проектов были спроектированы Альфредом Филиппом (61 патент), два патента принадлежат Норману Велу Геддесу и один Дэвиду Миру. Были также некоторые незапатентованные предметы: «Краб», «Серьги из подковы», «Аллигатор», упомянутый в WWD весной 1944 года, «Северный олень» и «Две птицы на ветке» целиком выполненные из люцита.
В течение многих лет Trifari воспроизводил некоторые из конструкций 1940-х годов. Знаменитая ревизия старых предметов датируется 1965 годом. Воспроизводимые предметы включают в себя: Желе живот Малый Парус (Jelly Belly Small Sail), Желейный животик Петух (Jelly Belly Rooster), Желейный животик Колибри (Jelly Belly Hummingbird). Эти предметы похожи, но не идентичны оригиналам.
В настоящее время они являются одними из самых коллекционных произведений Трифари.
Jelly Bellies произведенные компанией Coro не так хорошо известны и ценятся ниже, чем Trifari, хотя они так же замечательны благодаря качеству исполнения и изысканности дизайна.
Соrо использовал цветные люцитовые кабошоны вместо камней. Например, весной (20 марта 1942 г.) в Women Wear Daily, была представлена серия стерлинговых брошей с цветными люцитовыми кабошонами. Броши были в основном из цветочных предметов и были особенно интересны, потому что они были первым ограниченным экспериментом в ювелирных изделиях из стерлингов, возможно, сделанным для проверки общественного мнения.
В последней линии Соrо, разработанной Адольфом Кацем, имеется несколько очень красивых Jelly Bellies, среди которых были броши и дуэты, но запатентовано всего 24 дизайна и поэтому трудно с уверенностью определить, какие изделия составляли всю серию.
Насколько известно, ни одна из других крупных компаний, таких как Boucher, Eisenberg, Hobe, Pennino, Reja, никогда не производила ни одного Jelly Вelly.

Trifari, Соrо, Leo Glass, Sandor, Fred A. Block, Lisner, Shreiner, А. Aquilino (Anthony Creations) и Norma выпускали Jelly Bellies в виде разовых вещиц или же целые коллекции, как и многие другие, менее известные или совершенно неидентифицируемые производители, которые не маркировали свои произведения. Фактически, немалая часть производства Jelly Bellies состояла из немаркированных деталей, при этом некоторые их части были сделаны из стерлинга и благодаря этому, прослеживались до 1942-47 гг. Так, например, было в компании Brody Designs Inc., там начали изготавливать украшения с Lucite, потому что весной 1945 года у них кончились стерлинги.
В ряду производителей, которые не отметили свои изделия и по этой причине их было трудно отследить, была и компания Ben Felsenthal & Со. Эта компания была основана в 1914 году, с ней, в частности, сотрудничала дизайнер Мэри Линн Вудли. В Felsenthal, ее именем была названа линия «Ювелирные украшения Мэри Линн», и, начиная с осени 1941 года, в этой линии была представлена серия коллекций Lucite. В июне 1944 года была изготовлена серия брошей с животными и цветочными мотивами из стерлинга и люцита.
Вся эта продукция была без знака, и из-за отсутствия патентной документации рекламные объявления того времени являются единственным способом ее идентифицировать, и даже атрибуция, основанная на рекламной информации, редко возможна. Множество неподписанных произведений сегодня высоко ценится на рынке коллекционеров винтажной бижутерии.


Возврат к списку