Скопировано не означает, что украдено
Скопировано не означает, что украдено
Сегодня, а представляю вам две цветочные броши-близняшки, единственное
отличие которых цвет эмали, нанесенный на лепестки и подпись производителя. С
белыми лепестками - брошь с маркой Marvella, а с голубыми имеет подпись Pastelli.
Да, очевидно, что одна из этих брошей копия другой. В этом нет ничего странного,
тем более пиратского криминала. Вы, конечно же, знаете, что, например, по сравнению с
Трифари и Коро, которые отвечали за большинство ювелирных патентов, многие
компании просто не могли позволить себе защитить свои дизайны. Тем более если дизайн
украшения не относился к числу топовых.
4 июля 1952 года в газете «Питтсбург-пост» было опубликовано интервью с
дизайнером бижутерии для Marvella по имени Майкл Пол. Корреспондент газеты пришла
в выставочный зал, чтобы встретиться с Майклом и обсудить украшения, которые в
компании делали в течение года. Некоторые из понравившихся произведений, она хотела
сфотографировать для своей статьи, и об этом она написала: «Майкл колебался, поскольку
их можно было легко скопировать». Таким образом, в 1952 году дизайнер такой крупной
ювелирной компании, как Marvella, не разрешал фотографировать свои украшения,
опасаясь, что их скопируют и начнут продавать, прежде чем Marvella сама предложит
свои изделия на продажу.
Также известно, что в некоторых случаях небольшие компании приходили в
демонстрационный зал крупного производителя, выбирали определенные стили, которые
находились в линии производства, и заказывали их в эксклюзивных цветах с именами
(марками), в этом случае - Pastelli. Здесь все просто, компания Marvella – разрешила
(продала), а компания Pastelli хотела и купила, - значит договорились.
Это была деловая практика, используемая многими компаниями, которые или не
имели собственных производственных возможностей или просто хотели иметь в
собственном производстве подобный дизайн. Например, есть вещи Хэтти Карнеги и
Кеннета Джея Лейна, которые выглядят одинаково.
Практика копирования дизайнов сегодня жива и как говориться живее всех живых.
В статье New York Times от 22 ноября 1998 года есть история о ювелирных украшениях
Джоан Риверс, которые она проектировала для сети домашних покупок, где она до сих
пор продает ювелирные изделия. В статье упоминается, что некоторые из ее украшений
вдохновлены Вердурой (на самом деле она сделала очень точную копию браслета
Мальтийского креста Шанель Вердура).
Риверс с готовностью признает влияние великого мастера и говорит, что ей
нравится рассказывать своей аудитории о Вердуре. «Я иду через всю историю, - сказала
она, - Шанель это Вердура. Когда и через 60 лет все работает, то это великолепно».
Уорд Ландриган, владелец Verdura, не был в восторге рассуждениями Риверс,
особенно, по его словам, когда он слышит жалобы клиентов, как например: «Я не хочу,
чтобы женщина, которая делает мне маникюр, носила серьги, как мои». Но, при этом
Ландриган сохраняет философский подход: «Это продолжается вечно, так было и во
времена Вердуры, если вы сегодня скопированы в мире моды или ювелирных украшений,
вы должны воспринимать это как комплимент».
Да и Кеннет Джей Лейн, тот еще любитель копипастов, как то сказал: «Вы ни кто,
если я не скопировал вас».